Главная страницаZaki.ru законы и право Поиск законов поиск по сайту Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Zaki.ru в избранное




ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета конституционного надзора СССР от 27.06.1991 N 24 (2-29) "О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА СССР ПО ЗАКОНУ СССР ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1990 ГОДА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ"







КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 27 июня 1991 г. N 24 (2-29)

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА СССР ПО ЗАКОНУ СССР
ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1990 ГОДА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО -
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ"

Комитет конституционного надзора СССР, принимая во внимание выраженные некоторыми народными депутатами СССР, представителями общественности сомнения относительно соответствия принятого Верховным Советом СССР 24 сентября 1990 года Закона СССР "О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно - политической жизни страны" положениям Конституции СССР, рассмотрел по собственной инициативе этот вопрос и установил следующее.
Конституция СССР не содержит положений, разрешающих или запрещающих делегирование одним государственным органом другому части своих полномочий, но установившаяся практика деятельности законодательных органов СССР и республик исходит из того, что такое делегирование допустимо. Институт делегированного законодательства признается и практикой зарубежных стран.
Анализ Закона СССР от 24 сентября 1990 года позволяет сделать вывод, что, наделяя Президента СССР правом оперативно издавать в соответствии с Конституцией СССР указы нормативного характера по предусмотренному этим Законом кругу вопросов, Верховный Совет СССР тем самым предоставил ему и право дополнять и изменять законы СССР, ранее принятые Верховным Советом СССР.
Право Президента СССР издавать такого рода указы ограничено установленными в Законе СССР от 24 сентября 1990 года целью, сроком действия и общими пределами полномочий Верховного Совета СССР.
Верховный Совет СССР вправе рекомендовать Президенту СССР изменить или отменить принятое им путем издания указа решение или установить иные, нежели в указе, правила, то есть заменить такой указ своим собственным решением.
Исходя из этого, Комитет конституционного надзора СССР не видит оснований для признания Закона СССР от 24 сентября 1990 года не соответствующим Конституции СССР.
Вместе с тем Комитет отмечает, что текст статьи 1 Закона дает основания для различного его понимания.
Учитывая значение проблемы делегированного законодательства, Комитет конституционного надзора считает необходимым предложить в порядке законодательной инициативы:
1) урегулировать на конституционном уровне при подготовке и принятии новой Конституции СССР принципиальные правовые основы делегирования полномочий;
2) предусмотреть, что при издании указов нормативного характера на основании Закона СССР от 24 сентября 1990 года Президент СССР:
связан не только Конституцией СССР, но и законами, принятыми Съездом народных депутатов СССР;
не вправе вводить новые и изменять существующие нормы уголовного и уголовно - процессуального законодательства, вводить новые налоги и иные обязательные платежи в бюджет;
3) установить порядок, в соответствии с которым во всех случаях, когда при реализации Закона СССР от 24 сентября 1990 года указами Президента СССР вносятся изменения в ранее принятые законодательные акты СССР, в этих указах должны быть сделаны прямые ссылки на изменяемый законодательный акт или отдельные его положения.

Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ



-----
--------------------




> 1

Поделиться:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com
0.0258 СЃ